Православный праздник Происхождения честных древ животворящего Креста Господня — 14 августа 2019 года

Происхождение животворящего дереваПредания об обретении животворящей святыниКак определили истинность орудия распятия ХристаДругие версии происхождения честных древ Креста Господня (Медовый Спас)Святой дар в Годеново — глубинке РоссииСовременные чудеса и исцеления в ГоденовоКак добраться к святынеКомментарии

История Креста Господня, который является одной из главных христианских реликвий, берет свое начало со времен распятия Иисуса Христа. Крест Господин по сей день дарит верующим чудеса спасения и исцеления.

Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:

А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — Преображение Господне, а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

 

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господнего

В IX веке в Константинополе появился уникальный обычай, когда утром 1 августа (по старому стилю) часть чудотворного креста выносили из храма при дворе императора и несли через весь город в церковь святой Софии. В этой церкви проводили обряд освящения воды. Все кто мог отведать эту воду, исцелялся от всех болезней.

В соборе Софии святыня находилась в течение двух недель, после  чего возвращалась в императорский собор. В течение этих двух недель чудотворный объект носили по городу и по всех водных истоках для того, чтобы освятить все воды города.

Праздник в Византии

Установление этого праздника связано еще и с тем обстоятельством. В средневековом Константинополе каждый год в конце лета происходили многочисленные эпидемии страшных болезней. Медики того времени не знали, как справиться с напастью, и поэтому оставалось надеяться только на милость Господа Бога.

происхождение изнесение честных древ животворящего креста господня

Творцу возносились молитвы во время крестных ходов, которые шествовали по главным улицам всех православных городов, воспевая славу Иисусу Христу, и моля Господа о помиловании и даровании народу спасения от всех болезней.

Происхождение животворящего дерева

История Животворящего Креста Господня основывается на преданиях о животворящем дереве, на котором был распят Иисус, но и поныне дарящем чудеса исцеления, освобождения.

Библия не дает ответа на вопрос, из какого дерева было изготовлено орудие смерти, на котором был распят Христос. В Евангелиях о нем уже готовится, как об орудии распятия.

Апокрифические источники хранят много интересных достоверных данных о происхождении легендарного дерева.

По легенде богомилов, христианского течения 5 столетия, пришедшему из Болгарии, райское дерево добра и зла при изгнании Адама с Евой распалось на три части. Центральная часть осталась в райском саду, и впоследствии из нее был сделан Крест для распятия Христа.

По Золотой легенде, сын Адама Сиф отправился к вратам райского сада с прошением даровать ему масло для помазания умирающего отца. Архангел Михаил отказал ему, сообщив, что это масло закрыто на 5,5 тысячи лет до времени рождения Иисуса, но преподнес Сифу ветвь от дерева добра и зла. Сиф не застал отца живым, из ветки легендарного дерева был сплетен венок и надет на голову Адаму при погребении.

Смерть Адама, художник — Пьерро Дела Франческа

Из этой ветки впоследствии выросло дерево, срубленное слугами царя Соломона для строительства храма в Иерусалиме. По причине несоответствия по размерам оно было использовано как опора для моста.

Царица Савская, имеющая дар пророчества при посещении царя Соломона, остановилась около моста и преклонила колени перед историческим деревом. По ее словам, это древо предназначено стать орудием смерти Спасителя мира, после чего иудеев ждет разорение.

Царь Соломон хорошо знал царицу Савскую и ее дар видения. Предсказание не на шутку его испугали. По приказу царя дерево было демонтировано с моста и закопано.

Древесина этого бруса впоследствии использовалась для обустройства бассейна в Вифезде, чья вода привлекала калек своими целебными качествами.

Когда Иисус был арестован, из подножья бассейна всплыло это дерево, кипарис, из которого был сделан ствол Животворящей святыни, перекладины изготовили из сосны и кедра.

Важно! История животворящего Креста Господня легла в основу праздника первого Спаса, который отмечается 14 августа. Он известен в народе как Медовый Спас.

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним — чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника — поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря — одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, ВладимирПроисхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот — Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваПроисхождение Честных древ Креста Господня. Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец — источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода — святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Савин Истома. Сольвычегодск (?). Начало XVII в. Москва, ГТГПроисхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Савин Истома. Сольвычегодск (?). Начало XVII в. Москва, ГТГ

 

Животворящее древо Креста Господня — божественное оружие против врагов

Благодаря этой святыне в XII века произошло два невероятных события. Одно событие было отмечено на Руси, а второе в столице Византии — Константинополе.

Император Византии М. Комнин собрал воинов в поход против татарских налетчиков. Великий царь не рассчитал силы своего войска  и оказался в ситуации, когда силы неприятеля во много раз превосходили армию византийцев. Владимирский князь А. Боголюбский, который до этого не проиграл ни одного сражения, выступил против поволжских булгар и тоже оказался такой же ситуации, как и византийский император.

В обоих случаях кампания должна была обернуться провалом, но верующие полководцы обратились в искреннюю молитву к Господу о даровании победы. И Спасатель услышал их мольбы. Правители-христиане одержали победы.

Если верить легенде, то воины были благословлены на победу. Они увидели Господа и Богородицу, которые лучами, подобные огненным, осияли все войско крестьян.  Знамения икон Спасателя и Богородицы были чудесными. Говорили даже, что после победы в небе был виден Божественный Крест.

С того времени Волга полностью стала русской рекой, а поход завоевал несколько очень богатых городов. Наши предки это событие посчитали Божьей милостью. А в знак почтения силы Животворящего Креста установили празднование 14 августа.

Водосвятие

Освящение воды на Руси происходило и происходит в настоящее время до богослужения и проповеди на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня или после богослужения, иногда и до, и после. В былые же времена, например, при царе Алексее Михайловиче устраивались на реке в столице российского государства места для окунания. Такие места называются Иордани. Кроме этого праздника их также делают на Крещение.

проповедь происхождение честных древ животворящего креста господня

После освящения воды происходит освящение меда. В старые времена этому чину придавали особое значение. После его проведения людям разрешалось есть мед нового урожая. Сначала угощались священнослужители, потом мед раздавался сиротам и малоимущим. Только после этого к трапезе приступали все остальные прихожане. Вот что сказано в летописи про празднование этого дня в Москве при царе Алексее Михайловиче Романове: «На Москве-реке по традиции устраивалась Иордань, возле неё были оборудованы места, для самодержца и патриарха. Правитель России в тот день окунулся в воду, одетый в легкую рубаху, поверх которой обязательно надевались золотые кресты с мощами святых».

После того, как патриарх благословлял царя, происходил чин освящения воды. Священники кропили войска, стоявшие возле Кремля, и весь собравшийся народ. В два специально приготовленных серебряных сосуда разливалась вода для дворца. Крестные ходы и чин водосвятия устраивался не только в городах, но и в деревнях. Там окунались не одни люди, но также и животные. Пастухи пригоняли к реке стада крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей. Но это происходило в местах, расположенных на достаточном удалении от Иордани. По той причине, что этот день тесно связан с освящением воды, он также называется в народе мокрым Спасом.

Источники:
  • http://molitva-info.ru/calendar/proishozhdenie-chestnyh-drev-zhivotvoryashhego-kresta-gospodnya.html
  • https://ruvera.ru/proishojdenie_kresta
  • https://ikona-i-molitva.info/proisxozhdenie-chestnyx-drev-zhivotvoryashhego-kresta-gospodnya/
  • http://fb.ru/article/354897/proishojdenie-chestnyih-drev-jivotvoryaschego-kresta-gospodnya-ikona-i-molitva
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: