Псалтырь об усопших

Сборник псалмов — самая популярная книга у православных верующих людей. Дети на Руси учились не по букварю, а по Псалтыри. Авторство приписывают царю Давиду, он сам слагал тексты и исполнял под музыкальный инструмент. Псалом за упокой души усопшего — это песнь покаяния.

Неизвестно откуда пришел обычай читать псалмы по усопшим, но по преданию у гроба Божьей Матери апостолы читали псалмы. Считается, что такая молитва помогает не только покойнику, но и скорбящему родственнику. Так человек успокаивается в горе потери близких людей и отвлекается от жизненной суеты. У первых христиан не было молитвенника, но был псалтырь.

Псалом 118 занимает особое место среди святых текстов и является самым длинным. Текст состоит из двадцати двух частей и восьми строк, которые начинаются с еврейского алфавита «альфа» «бета» и дальше. Чтение псалма облегчает пребывание умершего в ином мире. Каждый человек совершает много грехов на земле, а после окончания земной жизни уже не может ничего изменить.

Слова текста возносят душу на небеса и дарят большую радость. Кафизмы на церковно-славянском языке трудно читать, можно выбрать текст на русском языке и читать в любое время дома.

Текст разделен на три части, которые следуют перед 73 и 131 строфами. В этих местах читается славословие и особенная молитва с именем умершего человека. Читают этот текст на утренней и вечерней службе, он входит в погребение и отпевание. Со специальными хвалебными славословиями читается в Великую Субботу.

Умерший человек в православной вере до одного года называется новопреставленный. Определилось несколько традиций поминать новопреставленных:

Православная церковь делит путь души в загробный мир на три периода:

Третий день погребения, после обряда устраивается поминальная трапеза. На девятый день заказывается панихида в церкви. До сорокового дня читается псалтырь, затем его чтение прекращается.

Когда тело покойного находится в доме, родственники по очереди читают псалтырь или приглашают опытного чтеца. Читать можно сидя, но вставать при словах «Слава» и «Аллилуйя». Псалтырь состоит из двадцати частей, после каждой делается три поклона и возносится короткая молитва.

Для чтения устанавливается подставка и свечка у головы умершего. В день погребения родственники договариваются о чтении псалмов по усопшему до 40 дней дома.

Духоборы — представители направления христианства, сложившегося в России во второй половине восемнадцатого столетия. Идея духоборов состоит в том, что в любом человеке присутствует Господь. Они не приветствуют обряды и таинства, священных служителей и отшельничество и создали свой тип богослужения ритуал поклонения, который в прошлом проходил в соответствии с православным календарем и был основным правилом молитв каждую неделю. В сокращенном виде ритуал мог входить в погребение при расставании с покойником в месте захоронения.

До переселения в Ростовский регион духоборы жили в Джавахети Грузия, где ритуал поклонения осуществляли в молитвенном доме, после стали проводить в жилых домах.

Псалмы это особенный жанр духоборских обычаев. К псалмам духоборы относят тексты, связанные с такими источниками, как Псалтырь, Деяния святых апостолов, Послания апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова.

Духоборцы создали певческое направление, в котором можно выделить три части. Это псалмы, стишки и песни. Уникальность песенного пения состоит в совмещении стилей фольклорных культур. Некоторые тексты только читают, другие поют с закрытым ртом и продолжительным распеванием слов. Каждый текст заводит запевала, и такое пение похоже на казачье.

В этом видео Вы услышите чтение 118 текста Псалтыри:

1Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

2Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

3Они не делают беззакония, ходят путями Его.

4Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

5О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

6Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

7я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

8Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

9Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

10Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

11В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

12Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

13Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

14На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

15О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

16Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

17Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

18Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

19Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

20Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.

21Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

22Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

23Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

24Откровения Твои — утешение мое, [и уставы Твои] — советники мои.

25Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

26Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.

27Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

28Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему.

29Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

30Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.

31Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

32Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.

33Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

34Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

35Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

36Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

37Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

38Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

39Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

40Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею.

41Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему,-

42и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

43Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

 44и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;

45буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих;

 46буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

47буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил; 

48руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих.

49Вспомни слово [Твое] к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать: 

50это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

51Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

52Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

53Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

54Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

55Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

56Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

57Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

58Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

59Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

60Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

61Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

62В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

63Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

64Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

65Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

66Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

67Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

68Благ и благодетелен Ты, [Господи]; научи меня уставам Твоим.

69Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

70Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

71Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

72Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.

73Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

74Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.

75Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.

76Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему.

77Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение мое.

78Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих.

79Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои.

80Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился.

81Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

82Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

83Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

84Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?

85Яму вырыли мне годые, вопреки закону Твоему.

86Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне; 

87едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих.

88По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих.

89На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; 

90истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит.

91По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе.

92Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

93Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня.

94Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

95Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

96Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

97Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

98Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

99Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

100Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

101От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое; 

102от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

103Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

104Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

105Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

106Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.

107Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.

108Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня.

109Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

110Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.

111Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего.

112Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

113Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

114Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю.

115Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего.

116Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей; 

117поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

118Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь.

119Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои.

120Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

121Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

122Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

123Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей.

124Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.

125Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

126Время Господу действовать: закон Твой разорили.

127А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.

128Все повеления Твои — все признаю’ справедливыми; всякий путь лжи ненавижу.

129Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.

130Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.

131Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду.

132Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое.

133Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию; 

134избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои; 

135осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.

136Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

137Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.

138Откровения Твои, которые Ты заповедал,- правда и совершенная истина.

139Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

140Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его.

141Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

142Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.

143Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое.

144Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

145Взываю всем сердцем [моим]: услышь меня, Господи,- и сохраню уставы Твои.

146Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.

147Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

148Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое.

149Услышь голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня.

150Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.

151Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина.

152Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки.

153Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего.

154Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня.

155Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут.

156Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня.

157Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь.

158Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего.

159Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня.

160Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

161Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего.

162Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

163Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

164Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

165Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

166Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю.

167Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко.

168Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

169Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

170Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня.

171Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

172Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

173Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

174Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

175Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

176Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

Схема чтения канона за единоумершаго (-ую)

Владыка Афанасий (Сахаров) посвятил много трудов для помощи в изучении вопроса, касательно того, как подобает молиться по этой боговдохновенный книге при гробе усопшего. Он отмечает в своих исследованиях, что для того, чтобы все прошло правильно, действенно и без ненужных трудностей, необходимо придерживаться некоторых правил. Он говорит о том, что при поминальном чтении нет надобности прочитывать молитвы, которые помещены после каждой кафизмы.

Они предназначены для простого келейного правила (то есть когда человек просто ради молитвы к Богу включает в свое повседневное молитвенное правило еще и одну или несколько кафизм из Псалтири). При поминальной молитве более «соответственным», пишет владыка, будет и после каждой «Славы» (Слава Отцу и Сыну и Святому Духу), и после окончания кафизмы произносить специальную заупокойную молитву.

Как поминать усопших.

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти поклоны кладет только старший, а именно —  тот, кто замолитвует).

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне  Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Молитва и псалтырь об умершем

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом 90 «Живыи в помощи Вышняго…»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).

«Господи, помилуй» (трижды).

Затем читается тропарь, глас, 8 «Иже глубинами мудрости…»

Слава, и ныне. Богородичен «Тебе град и пристанище имамы…»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс)

Затем читаются все 20 кафизм Псалтыри, перед каждой  кафизмой читают «Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс). В каждой кафизме три «Славы» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь»), а по каждой «Славе» читается «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс), затем читается за умершаго тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон).

Предлагаем ознакомиться:  Молитва о роженице перед родами

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)

Глас 8-й. Песнь 1, ирмос «Воду прошед…»

Запев: Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Твоего (ея) (имя рек), (поклон в пояс). «Отверзи уста моя…»

По 3-й песни читается седален, глас 5-й «Покой Спасе…»

По 6-й песни читается кондак, глас  8 –й «Со святыми покой…». Икос «Ты искони един еси безсмертен…».

По 9-й песни канона читается «Достойно есть…» (поклон земной). Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.

Глас 4-й «Со духи праведными…». Слава «Ты еси Бог сошедыи во ад…». И ныне «Едина Чистая…». «Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне.

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс)

«Именем Господним благослови Отче».

Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс)

И далее молитва «Помяни Господи Боже…»

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). Слава (поклон). И ныне (поклон)

Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»

«Рабу (е) Божию (ей) преставльшемуся (йся) (имя рек), о нем (ей) же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».

Потом молятся за умершего тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.

Чтение по усопшим

Чтение псалтыря по усопшимВ православной традиции есть обычай: люди обращаются к священнослужителям или специально обученным людям с просьбой почитать над усопшими псалтырь. При этом просящие подают милостыню за упокой души усопшего.

Для поминающих понимание значения Священного Писания имеет немаловажное значение. А для ушедшего такое чтение будет свидетельством того, что их любят и помнят. Живые могут потрудиться в память своих ушедших близких, для чего и прибегают к чтению псалтыри. По мнению священника отца Александра Калинина, этот подвиг чтения будет принят Господом как жертва не только за ушедших, но и за тех, кто поминает.

Право читать псалтырь по усопшему дано любому благочестивому мирянину. В этом случае книгу необходимо читать стоя. Сидеть разрешается лишь в исключительных случаях, когда читающий ощущает физическую немощь.

В православной традиции эти молитвы читаются над телом усопшего до погребения. После погребения читают по одной кафизме. Советуем ознакомиться, как правильно читать псалтырь по усопшим дома:

Предпочтительно, чтобы молитвы перед погребением читали родственники покойного.
Делать это нужно стоя и непрерывно до тех пор, пока тело не будет предано земле.
Перерыв можно сделать только на то время, пока читается панихида над гробом усопшего.
Если все родственники не имеют возможности собраться у гроба, можно разделить время чтения и совершать этот ритуал каждому у себя дома.
После обряда погребения чтение писания необходимо продолжать в течение 40 дней, пока душа не покинет землю и не последует на небеса.

Таким образом молящиеся об усопшем могут помочь его душе освободиться от земных грехов и достичь покоя на небесах.

Еще одним церковным обрядом поминовения является Сорокоуст. Эти молитвы часто заказываются в церквях или монастырях в день поминовения усопшего. В этом случае монахи и священники будут поминать имя усопшего в молитвах 40 дней подряд.

После таких молитв человеку отпускаются все грехи, и он может обрести благодать. Можно заказать молитву об усопшем одновременно в нескольких храмах.

Псалтирь об упокоении имеет немаловажное значение не только для усопшего, но и для того, кто потерял своего близкого. Ведь здесь на земле мы уже ничем не сможем помочь ушедшему. Нам остается лишь обращаться с молитвой к Господу, чтобы душа обрела на небесах покой и блаженство.

Чтение Псалтири по новопреставленному

Зачем читать Псалтирь по усопшим? Откуда пришла такая традиция? Какие истории написания 50 и 90 псалмов? Правда ли, что раньше на Руси учились чтению не по букварю, а по Псалтири? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье. А также узнаете о том, как творить псалмы об упокоении и понимать прочитанное.

Одной из самых любимых и популярных книг всех христиан можно назвать Псалтирь — книгу псалмов. У иудеев псалмами называли молитвенные гимны, посвященные Господу и исполняемые под аккомпанемент.

Этот псалом — песнь покаяния. В чем раскаивался царь? Однажды он соблазнился красотой Вирсавии — жены его воина Урии. Чтобы «убрать» законного мужа, он отдал приказ поставить воина в битве с аммонитянами в том месте, где его точно убьют.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва к господу при страхе

Когда Вирсавия стала вдовой, Давид забрал ее в свой дворец и женился на ней. Но в своем нечестивом поступке царь искренне раскаивался, обличил же его в грехе пророк Нафан. Господь также наказал Давида: первый сын от Вирсавии родился мертвым. После облечения царь долго молился и постился.

Результатом этой сокровенной молитвы стал 50 псалом.

Не менее известен и 90 псалом, которым святые отцы советуют ограждаться от нечистых духов. Главный смысл гимна в том, что уповающего на Бога Господь обязательно защитит. Так и было в истории царя Давида. По молитвам Господь избавил от трехдневной моровой язвы, от эпидемии которой гибли десятки тысяч людей.

Это только два примера известных гимнов. На самом деле их намного больше. Верующие используют их в церковной молитве и личной, читают Псалтирь по усопшим и о живых. Как сложилась такая традиция?

Мы часто слышим гимны во время Литургии, на вечернем богослужении, поминальной службе и даже не знаем, что на самом деле они взяты из Псалтири.

И в иудейской, и в христианской традиции любовь к псалмам передавалась из поколения в поколение.

По преданию, над гробом Богородицы апостолы пели гимны царя Давида. Дети и взрослые на Руси учились читать не по букварю, а по Псалтири. Известный святой, Сергий Радонежский, в детстве очень переживал из-за того, что не может читать псалмы ровно, четко, без ошибок и заминок.

Такая молитва, если она творится с верой, искренне, с желанием вникнуть и понять, приятна Богу. Вот поэтому принято молиться по Псалтири как за усопших, так и за живых.

Откуда пришла традиция у гроба умершего читать Книгу псалмов царя Давида, однозначно ответить сложно. Для многих показательной считается история с Успением Пресвятой Богородицы. По преданию, у гроба Богоматери апостолы молились и пели псалмы.

Такая молитва полезна не только умершему, но и тому, кто обращается к гимнам. Если это скорбящий от потери родственник, то во время чтения он успокаивается, отвлекается от жизненной суеты и думает о спасении.

Со временем появились разные молитвенные чины, но гимны царя Давида не потеряли своей важности. В келейной (домашней) молитве православные христиане обычно читают Псалтирь, молятся о живых и усопших и добавляют разные прошения (то, о чем просят Бога).

Для удобства чтения Псалтирь разделена на 20 частей — кафизм. В каждой кафизме, кроме псалмов, есть еще и три «Славы». На славах принято поминать имена живых и усопших. Более подробно о том, зачем и как молиться за умерших словами Давидовых псалмов, вы узнаете в статье «Псалтирь по усопшим — читаем правильно».

Когда начинать и как долго читать кафизмы за умершего? Однозначного ответа здесь нет, но можно дать общую рекомендацию: как можно раньше начать, усиленно молиться первые 40 дней (в православии считается, что за это время определится, в раю или аду будет пребывать душа до Второго пришествия, поэтому молитва родных может помочь покойнику).

После 40 дней не стоит обрывать молитву. Умершие нуждаются в нашей духовной поддержке, частью которой являются и псалмы. Если вы будете продолжать читать по кафизме в день, то поминайте на первых двух «Славах» имена о здравии, а на третьей — об упокоении.

Популярный вопрос, волнующий многих верующих: как понять Псалтирь, особенно, если читаешь ее на церковнославянском?Обычно ответы священников и богословов несколько отличаются.

Кто-то советует все равно читать Псалтирь по усопшим и о здравии, даже если не понимаешь. Главный аргумент: ты не понимаешь, но лукавые духи все понимают и убегают. Со временем усердно молящийся тоже начнет понимать. Бог открывает. Другие рекомендуют пользоваться переводами на русский, выписывать отдельные слова, и с помощью словаря с церковнославянского языка переводить их на русский. Лучше всего читать исторические сведения о написании каждого гимна и пользоваться толкованиями святых отцов и богословов.

Найти такие пояснения можно как в церковной лавке, так и на полезных христианских сайтах. Также, чтобы понимать смысл гимнов, надо изучать Священное Писание. О том, что пережил Давид перед тем как написал 50 псалом, рассказывается во Второй книге Царств.

Псалтырь — книга, входящая в корпус Священного Писания Ветхого Завета. В ней находятся 150 псалмов (отсюда и соответственное название), являющихся молитвословиями Господу. Автором псалтыри считают царя Давида, однако некоторые молитвословия были составлены и другими правителями древнего Израиля.

Псалтырь получила широкое распространение для употребления еще в апостольские времена. На Руси издревле эта ветхозаветная книга использовалась в качестве молитвословий как на богослужении, так и в домашней молитве. В настоящее время богослужения Церкви так же включают в себя молитвословия из псалтыри.

В православной культуре существует благочестивая традиция совершать чтение псалтыри по усопшим, в память о них.

Чтение псалтыри совершается как по мирянам, так и по диаконам и монахам. Осуществлять чтение может любой благочестивый христианин.

Принято вычитывать псалтырь перед погребением умершего. Желательно, чтобы молитвословия длились непрерывно, однако за неимением таковой возможности можно читать хотя бы по несколько кафисм в день или же сменять чтецов. В молитвословии псалтыри прослеживается надежда человека на милосердие Божие, священные тексты утешают близких и родственников умершего человека.

Псалтырь можно читать на протяжении сорока дней после смерти, особое внимание при этом уделяется дням поминовений: девятому и сороковому. Кроме того, псалтырь по усопшим можно читать на годовщины смерти или же в любой другой день, ведь молитвословия ко Господу о прощении грехов умерших могут возносится христианином в любое время.

Все кафисмы делятся на три «Славы». Особенностью чтения псалтыри по усопшим является добавление специальной заупокойной молитвы  на каждом «славнике».

После этого продолжается чтение псалмов из кафисмы. Существует практика по которой после заупокойной молитвы произносится богородичное молитвословие «Богородице Дево, радуйся».

После этого читается трисвятое по Отче наш, специальные тропари, написаныые по окончании кафисмы, а также определенная молитва.

По окончании чтения псалтыри или нескольких кафисм положены специальные молитвы, публикуемые в молитвослове «по прочтении Псалтыри или нескольких кафисм».

Стоит особо отметить, что если у человека нет возможности вычитывать псалтырь по усопшим полностью, следует потрудится хотя бы в чтении 17-й кафисмы, так как именно эта часть псалтыри читается на заупокойном богослужении (употребляется во время молитвословия поминовения усопших).

Если псалтырь читается перед гробом умершего, то чтец стоит перед ногами покойного. При чтении псалтыри принято возжигать свечи или лампаду перед иконами. Во время чтения псалтыри необходимо полностью сосредоточиться на молитве и обращаться ко Господу со смирением, благоговением и благочестивым вниманием к священным текстам.

Псалтырь занимает особое место среди всех книг Священного Писания. Эта книга была создана задолго до земного воплощения Иисуса и относится к книгам Ветхого Завета. Из всех частей Ветхого Завета только Псалтырь целиком входит в устав Христианского Церковного Богослужения.

Как читать псалтырь по усопшим Как молиться за усопших на пасхальной неделе Как одеть усопшего ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой; сорокоуст, исполняемый в храме; панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день; литии на могиле в дни общего поминовения усопших; пожертвования, поминальные трапезы.

Валаамский Псалтырь

Прочтение священной книгиЭто одна из очень интересных разновидностей церковного молитвенного чтения. Кафизмы при этом исполняются хором братии Валаамского монастыря, снискавшего добрую славу своим благочестием и обилием свершившихся по Божией воле чудес. Среди монахов этой обители только мужчины. Их молитвы благодатны и неустанны, песнопения очень красивы и благозвучны.

Валаамский Псалтирь — это настоящее произведение хорового певческого искусства Православной церкви.

Неусыпаемая Псалтырь имеет колоссальное значение для всех, кто принял Господа в свое сердце и доверился Ему. Эта незримая длань ведет верующих по жизни, не дает упасть и сбиться с пути, даря душе человека великое чудо Веры.

Источники:
  • https://ikona-i-molitva.info/psalom-po-usopshim/
  • https://122plus.ru/molitva-psaltyr-umershem/
  • https://molitva.guru/molitvoslov/kak-pravilno-chitat-psaltyr-doma-o-zdravii-i-ob-usopshih.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: