Антоний Великий

В конце пятого века появилось собрание изречений Антония Великого, отражающих монашеское совершенство. До наших дней дошло 20 речей о добродетели, 7 посланий монастырям и Правила жизни и увещания.

Антоний родом был из Египта, родился в знатной и богатой семье поблизости Гелиополя. Родители были православными людьми и воспитывали его на заповедях Христа. Когда он подрос, его решили обучить грамоте. Но он пожелал остаться дома. Антоний был послушным и неизбалованным ребенком, мало общался с ровесниками, посещал с семьей храм, слушал проповеди.

Когда умерли родители, стал заботиться о хозяйстве и сестре. Как свидетельствуют источники, ему уже было восемнадцать лет. Однажды Антоний шел в церковь. По дороге он размышлял об апостолах и верующих, которые продали все богатство и смиренно следовали за Иисусом. Когда он зашел в церковь, то услышал слова о нестяжании. Это значит, что кто хочет стать совершенным, должен продать все и следовать за Спасителем.

Антоний близко к сердцу принял слова. Он продал несколько гектаров земли и раздал жителям и нищим деньги, часть отдал сестре. При следующем посещении церкви он услышал слова о промысле. Снова раздал оставшееся имущество бедным, сестру отдал на содержание монахиням и остался в молитвах и одиночестве. Подробно можно читать о житие Антония Великого, написанным Афанасием великим.

Антоний удалился от мира постепенно. Сначала он находился у старца и слушал опыт других отшельников. Затем решил уйти и поселится в пещере. Святой Антоний ушел в безлюдное место, остановился в военном укреплении, взяв полугодичный запах хлеба.

Много соблазнов испытал Антоний, его мучили:

Но самой мучительной оказалась тоска по миру. Когда святой падал духом, приходили на помощь ангелы.

Двадцать лет Антоний пребывал в одиночестве, когда пришли друзья, чтобы жить рядом. Они долго стучали и даже решили выломать двери. Когда Антоний открыл, удивились, увидев его в нормальном состоянии. Небесное царство светилось в его глазах. Он вел себя спокойно и приветливо. Скоро он стал наставником для многих подвижников:

Пустыня ожила, люди молились, трудились.

Но вновь многолюдство стало ему в тягость, он направился в пустыню возле берегов Красного моря. Антоний набрел на гору с источником воды и поселился там. Здесь в долине обработал участок земли и посеял зерно, чтобы обеспечить себя хлебом. Иногда посещал других подвижников. Верблюд помогал нести воду и хлеб в тяжелых пустынных условиях. Его сторонники снова открыли место пребывания и стали к нему приходить за советами и наставлениями. К нему обращались больные, он лечил их молитвами.

Семьдесят лет провел Антоний в пустыне. Он стал испытывать гордость за то, что самый старый отшельник. Однако ему было откровение, что живет неизвестный подвижник дольше его. Тогда он стал искать отшельника. Он ходил несколько дней, пока не нашел ручей и пещеру рядом. Антоний решил подойти к входу. Но при его приближении к двери, она защелкнулась.

Полдня просил Антоний открыть двери. Наконец вышел старец с сединой. Он представился Павлом Фивейским, который больше девяносто лет посвятил подвижничеству. Они долго беседовали, затем Павел сказал, что скоро умрет и уговорил его принести порфиру епископа Афанасия, который боролся против ереси.

Когда Антоний вернулся, Павел был мертв. Он омыл тело, завернул в порфиру. Тут появились два тигра, которые стали рыть когтями яму. В ней он предал земле подвижника.

Антоний почувствовал смерть заранее, он посетил отшельников и предупредил, что скоро уйдет из этого мира и дал последние наставления. Через время он заболел и скончался, когда ему было больше ста лет. За духовные подвиги его назвали Великим. День почитания христиане отмечают 30 января.

Антоний Великий основал подвижничество. Наставник нескольких отшельников называется авва. Скиты, объединенные под управлением одного аввы, назывались лаврой. Но позже сформировался другой вид жизни подвижников, которые группировались в общину, вместе кушали и трудились. Такое сообщество назвали монастырем, а авв – архимандритами.

Молятся иконе преподобного Антония Великого в минуты печали и скорби, а также образ помогает:

Останки святого были перенесены в Александрию. В седьмом столетии – в Константинополь, а с пятнадцатого века находятся в церкви святого Иулиана Франция.

В России храм преподобного Антония Великого расположен в городе Дзержинске, который входит в состав Нижегородской и Арзамасской епархии.

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Антоние:

Акафист преподобному Антонию Великому

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче Антоние, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, благодарения песнь о тебе Богу приносим. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Икос 1

Ангельское житие от юности возлюбивши, в заповедех Божиих ходити вожделел еси, преподобне отче, и сердцем пламенея ко Господу сил, ум на Божественная возвел еси, временная и земная во уметы вменяя. Темже, промышлению Божию о тебе дивящеся, с верою зовем ти:

Радуйся, благочестивых родителей сыне достойный.

Радуйся, во благочестии ими воспитанный.

Радуйся, от юности за Христом последовавый.

Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый.

Радуйся, вертограда Христова делателю усердный.

Радуйся, пустыножителей наставниче великий.

Радуйся, спасения всем желавый.

Радуйся, путь истиннаго монашества показавый.

Радуйся, светильниче, огнем Божественным возжженный.

Радуйся, каменю веры во Христа несокрушенный.

Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный.

Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 2

Видя враг рода человеческаго тебе, богоносне отче, на высоту духовную вознесшагося, восхоте погубити тя, но устыдися усердия и смирения твоего, ты бо непрестанно в посте и молитве подвизался еси, главу невидимаго змия сокрушая, Богу же со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 2

Разумевше сердцем и умом, яко вся благая мира сего скоротечни и скоропреходящия суть, в пещере темней затворил еси себе, страсти умерщвляя и единому Господеви работая. Сего ради, похваляя равноангельное житие твое, вопием ти:

Радуйся, упование свое на Бога возложивый.

Радуйся, врага безумие посрамивый.

Радуйся, неустрашимый разрушителю козней диавольских.

Радуйся, чистотою и святынею Ангелом уподобивыйся.

Радуйся, пустыню подвиги твоими освятивый.

Радуйся, многия в Царствие Небесное управивый.

Радуйся, презренную гордость низлагаяй.

Радуйся, смиренномудрию научаяй.

Радуйся, свете, всех богомудрием просвещаяй.

Радуйся, лучезарная звездо, сиянием подвигов твоих всех озаряяй.

Радуйся, во славу Божию поживый.

Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепляше тя, Антоние преблаженне, ты бо в посте, молитве, неустанных трудех и бдениих пребывая и всякия вражия искушения побеждая, воспевал еси благодатию покрывавшему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и душу непорочну, блаженне отче, уразумел еси мира сего суету и непостоянство, и вечных благ вожделев, благ временных отреклся еси. Темже, ублажающе тя, вопием:

Радуйся, смирения благаго ревнителю.

Радуйся, мудрости духовныя искателю.

Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.

Радуйся, всего себе Богу предавый.

Радуйся, Господу твоему незлобием уподобивыйся.

Радуйся, нищетою твоею богат бывый.

Радуйся, пустыни благодатное украшение.

Радуйся, мирови светильниче пресветлый.

Радуйся, бесов страшный прогонителю.

Радуйся, прелести их потребителю.

Радуйся, паче мудрецов мира сего мудрейший.

Радуйся, подвижниче всеусерднейший.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 4

Бурю злых напастей утишая, в пустыню вселился еси, Антоние преблаженне, в нейже многоскорбный путь иноческаго жития прошел еси, вся козни вражеския попирая и прельщения его отсекая, укрепляющему тя Христу поя: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев ищущии правды Божия, ихже ты с любовию приемля, ко спасению руководствовал еси. Мы же, умиленною душею восхваляя тя, вопием сице:

Радуйся, пустынножителей правило и основание.

Радуйся, добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, Церкви Христовы украшение.

Радуйся, монашествующих славо.

Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.

Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый.

Радуйся, Ангелов веселие.

Радуйся, демонов всегубительное попрание.

Радуйся, пустынный жителю.

Радуйся, безмолвия рачителю.

Радуйся, на путь правый наставляяй.

Радуйся, Царствие Небесное возвещаяй.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 5

Боготечная звезда чину иноческому явился еси, преподобне отче Антоние, образ быв словом, житием, любовию, верою, чистотою, воспевая Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя враг рода человеческаго чистое и святое житие твое, отче Антоние, многажды ополчашеся на тя: ты же смирением своим его побеждая, от пути спасительнаго не уклонился еси. Мы же, ведуще сие, поем ти:

Радуйся, вечныя жизни причастниче.

Радуйся, спасения великий наставниче.

Радуйся, житием твоим единому Богу послуживый.

Радуйся, иго Христово восприявый.

Радуйся, коварство лукавых демонов обличаяй.

Радуйся, на путь спасения наставляяй.

Радуйся, чистоты хранителю.

Радуйся, Троическаго света зрителю.

Радуйся, падших востание.

Радуйся, бесовския силы прогнание.

Радуйся, столпе веры утвержденный.

Радуйся, учителю совершенный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене», отрешил еси себе, отче Антоние, от богатств земных и, вселився в пустыню, житие постническое пожил еси, подвиги твоими сокровище себе на небеси стяжавая. Вразуми и нас, отче благосердый, к скорогибнущим вещем земным сердцем не прилеплятися, а паче о горних помышляти, вопия Господу сил: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко богосветлое светило, в пустыни Египетстей, отче Антоние, озаряя всех лучами добродетелей и чудес твоих. Мы же, поминая подвиги твоя, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, имже венчаются преподобнии.

Радуйся, имже спасаются человецы.

Радуйся, благодатное болящих посещение.

Радуйся, люте страждущих помощниче.

Радуйся, вражды разрушителю.

Радуйся, врагов истребителю.

Радуйся, верным мир и утверждение.

Радуйся, скорое от бед избавление.

Радуйся, злобы и коварства губителю.

Радуйся, отчаянных посетителю.

Радуйся, православным поборниче.

Радуйся, христианом помощниче.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 7

Хотяй достойне подвигом добрым подвизатися, вся временная во уметы вменил еси, и нищ и убог пребывая, в пустыню вселился еси, да с единым Богом беседуеши, непрестанно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго воистину наставника монахов яви тя Господь, отче Антоние: мнози бо познавше богоугодное и праведное житие твое, и высокую мудрость духовную уразумевше, послушаху словес твоих, яко словес великаго угодника Божия, емуже достоит пети таковая:

Радуйся, вере Авраама подражавый.

Радуйся, кротостию Давиду уподобивыйся.

Радуйся, ревность Илиину стяжавый.

Радуйся, стезями Крестителя последовавый.

Радуйся, воду в пустыни молитвою источивый.

Радуйся, разслабленныя от одра болезни воздвигнувый.

Радуйся, слепым прозрение даровавый.

Радуйся, многия болящия исцеливый.

Радуйся, наставниче монахов предивный и богомудрый.

Радуйся, Христа Бога служителю усердный.

Радуйся, претихое скорбных утешение.

Радуйся, прелюбимое иноков похваление.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 8

Странное и пачеестественное житие преподобнаго Павла видев, блаженне Антоние, дивился еси высоте подвигов и доброделей его. Душу же его, Ангелы окружаему, на небеса восходящую узревши, Богу, дивному во святых Своих, возгласил еси: Аллилуиа.

Икос 8

Радостию велиею возрадовался еси, отче Антоние, видяще восхождение на небо души преподобнаго Аммония, егоже прозорливыма очима зрел еси. Сего ради со многим удивлением взываем ти сице:

Радуйся, очеса своя выну на небо возводивый.

Радуйся, славу небесную паче всего возлюбивый.

Радуйся, непрестанными молитвами сердце свое освятивый.

Радуйся, мысль твою в Бозе утвердивый.

Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый.

Радуйся, смирением твоим высокая дарования стяжавый.

Радуйся, стужаемыя от злых духов свободителю.

Радуйся, душевнаго и телеснаго здравия подателю.

Радуйся, в нуждах и бедах преславный заступниче.

Радуйся, в напастех и скорбех скорый защитниче.

Радуйся, яко нас, на земли сущих, не оставляеши.

Радуйся, яко о нас, грешных, мольбы Богу приносиши.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися высоте подвигов твоих, преподобне, яко в немощней человечестей плоти сый, по всему уподобился еси Ангелом и, силою Вышняго укрепляемь, во всяких добродетелех довольне изобиловал еси. Сего ради ангельским чинам причтен, поеши Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению жития твоего, отче Антоние: кто бо исповесть вся пощения и бдения, болезни и труды твоя? Кто изочтет слезы и воздыхания твоя яже к Богу? Обаче мы, любовию к тебе подвизаеми, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, великий пустынножителю.

Радуйся, совершенства учителю.

Радуйся, истиннаго Бога служителю.

Радуйся, бесов из пустыни прогонителю.

Радуйся, громе, диавола поражаяй.

Радуйся, коварство его изобличаяй.

Радуйся, благодати Божия вместилище.

Радуйся, Духа Святаго обиталище.

Радуйся, постников украшение.

Радуйся преподобных похвало.

Радуйся, монахов основание.

Радуйся, отцев славо.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 10

Спастися хотящим верный наставник был еси, преподобне, и ныне нам, грешным, спасения желающим, помози святыми твоими молитвами, да тобою вспомоществуеми, достигнем Царствия Небеснаго, идеже Ангели немолчно поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена крепкая и необоримая был еси своим учеником, сохраняя их от стреляний бесовских, и ныне нам буди стена и покров от всех козней диавольских вопиющих ти таковая:

Радуйся, ангеле земный.

Радуйся, человече небесный.

Радуйся, святыни чистое и честное жилище.

Радуйся, великих добродетелей вместилище.

Радуйся, благочестия ревнителю.

Радуйся, ересей обличителю.

Радуйся, любве Христовы исполнение.

Радуйся, иноков научение.

Радуйся, твердое верных прибежище.

Радуйся, крепкое падающих возведение.

Радуйся, укрепление немощных и разслабленных.

Радуйся, утешение унывающих и безнадежных.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 11

Пение умиленное, от любви и усердия в похвалу тебе от нас возносимое, приими, благоутробне отче Антоние, приклонися к нам милостиво и в покаянии преуспети сподоби, да молитвами твоими выну поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго Света сущим на земли явился еси, преподобне Антоние, просвещаеши бо сердца верных подвиги твоими и чудесы, наставляя на путь добродетельного и богоугоднаго жития. Темже слышиши от всех таковая:

Радуйся, наставниче премудрый.

Радуйся, вождю благонадежный.

Радуйся, всего себе воле Божией предавый.

Радуйся, Господа Иисуса паче всего возлюбивый.

Радуйся, терпением скорбей многоразличных просиявый.

Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый.

Радуйся, в терпении и злострадании житие твое проводивый.

Радуйся, пустынное озлобление мужески терпевый.

Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю.

Радуйся, исправления грешников поручителю.

Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче.

Радуйся, о всем мире усердный молитвенниче.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 12

Благодать данную Ти от Бога ведуще, благоговейно лобызаем святолепное изображение лика твоего, угодниче Божий, и молимся: не остави нас твоим молитвенным предстательством ко Христу Богу, Емуже благодарно поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое житие, восхваляем мирную кончину твою, преподобне отче Антоние, и молим ти ся: буди нам во всем ко благу скорый помощник, зовущим ти таковая:

Радуйся, небесный жителю.

Радуйся, Троицы Единосущныя предстоятелю.

Радуйся, Ангелов веселие.

Радуйся, святых собеседниче.

Радуйся, истинный угодниче Божий.

Радуйся, избранный слуго Господень.

Радуйся, теплый ходатаю о всех призывающих имя твое.

Радуйся, наставниче и упование почитающих тя.

Радуйся, благодатию Божиею насыщенный.

Радуйся, от источника Божественнаго напоенный.

Радуйся, потоком слез спасительных орошенный.

Радуйся, одеждою нетления одеянный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 13

О преподобне отче наш Великий Антоние, вечно живый в невечернем дни Царствия Христова, умоли всех Владыку избавитися нам от бед, скорбей и вечнаго мучения, да во веки поем Ему во Царствии Его: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие святого

Жизнеописание святого Антония Великого составил его ученик Афанасий Александрийский и ряд других историков Церкви. Эти труды рассказывают о долгой жизни египетского отшельника, наполненной праведным трудом, смирением и покорностью, с которой он преодолевал все испытания.

Преподобный Антоний Великий

Детство и отрочество

Антоний родился в состоятельной семье землевладельцев, живущих в Александрии Египетской. Вместе со своими благочестивыми родителями мальчик часто посещал церковные службы, запоминая и сохраняя в душе слова Святого Писания. Серьёзный и прилежный мальчик помогал родителям и читал священные тексты, предпочитая эти занятия обычным детским развлечениям.

В возрасте 18 лет молодой человек потерял родителей, оставшись опекуном младшей сестры. Его томила мирская жизнь, от суеты которой он старался скрыться, проводя время в заботах о сестре, чтении Библии и посещении храма. Но однажды во время церковной службы, услышав отрывок из писания, который рассказывал о диалоге богатого юноши и Христа, Антоний решил распродать всё имущество и раздать все богатства беднякам.

Так он и поступил, оставив часть средств сестре, которую поручил заботам благочестивых женщин. Сам же юноша поселился в пустыне близ родного селения.

Начало подвижнического пути

Антоний понимал, что ещё очень молод и нуждается в учительском наставлении более опытных благочестивых мужей пустынников. В то время в пустыне, окружающей Александрию, в уединении жили много христианских старцев. Юноша наблюдал за жизнью пустынников, выслушивал их наставления, перенимая и систематизируя опыт отшельнического служения.

Собрав по крупице знания и укрепив дух свой, юный отшельник подготовил себя как уединению вдали от людских селений.

Отшельничество

Уходил святой Антоний от людей постепенно. Укрепившись в своём решении стать отшельником, он поселяется в гробнице недалеко от родного города. Он проводит время в молитвах и физическом труде, которым зарабатывал на пропитание. Через некоторое время праведный муж углубляется дальше в пустынные земли, расположенные на берегу Нила. Он уединяется в одной из построек старой военной крепости, взяв с собой небольшой запас хлеба. Дверь в своё жилище отшельник претворяет большим камнем. Более двадцати лет провёл он в своём убежищи, лишь изредка общаясь с людьми через узкое отверстие в стене.

Антоний Великий — основатель отшельнического монашества

В начале IV столетия вокруг убежища поселились множество людей, желающих следовать по пути иноческого служения. Они просили отшельника выйти и стать их наставником. В течение пяти лет Антоний организовывал жизнь монахов-отшельников. В 311 г. праведный муж вернулся в Александрию, где ободрял и поддерживал христиан, терпящих мучения от рук императора Максимина.

Интересно: ученики, сопровождавшие отшельника, предупреждали его об опасности. Но инок отвечал, что готов принять смерть за свою Веру. Каждый день он одевал чистые одежды, готовясь разделить участь мучеников. Но милостью Божью он избежал смерти и вернулся в общину пустынников на Ниле.

Чудеса и святые места преподобного

О чем писал праведникВ основе монашеской жизни лежит молитвенное служение Богу и людям. Оно незаметно окружающим, но плоды иноческого труда проявляются в виде особых духовных даров, которые имел Амвросий Оптинский.

В чем помогает молитва преподобному, нельзя сказать однозначно, ведь каждое чудо дается по вере конкретного человека. Но известно о многих случаях исцелений. Лечил недуги иногда простым прикосновением, благословлял пить травяные сборы. Но главное, обучал людей молитве, общению с Богом:

Вылечил женщину, страдавшую язвой желудка, после чего хирургическое вмешательство стало ненужным.
Помогал крестьянам преодолеть тягу к алкоголю, курению.
Исцелил на расстоянии подростка, который мучился воспалением ушей и горла.
По молитвам святого бесплодные женщины рожали здоровых детишек.

Наставник Амвросий ОптинскийПоследний час праведник встретил в основанной им Казанской пустыни, где находили приют бедные женщины, которым некуда было податься. После кончины тело перенесли в Оптину. Мощи издавали приятное медовое благоухание, во время похорон шел дождь, но свечи, стоящие возле гроба, не погасли. На похороны пришло очень много людей, погребли останки около храма — так принято в монастырях.

На могилке также стали происходить чудеса, свидетельства о которых хранятся в летописи обители. Церковная память иеросхимонаха совершается трижды в году: 10 июля (обретение мощей), 23 (день кончины) и 24 октября (собор старцев Оптинских). Мощи ныне покоятся во Введенском Соборе монастырской пустыни, в приделе, который освящен во имя преподобного. Есть храмы имени святого в Санкт-Петербургской, Кировской, Тверской епархиях.

Скит преподобного Амвросия Оптинского в Белоруссии стал еще одним святым местом, которое связано со старцем. Находится он в Гродненской области, с. Русаково. Основан по благословению архиепископа Гурия в 2005 г. Начинать приходилось с нуля. Сегодня в скиту есть храм, гостиница для паломниц. Насельницы ведут хозяйство, работают на огороде, выращивают травы. Они изготавливают лекарственные сборы и мази. Скит поддерживает дружеские связи с Оптиной пустынью.

Икона Антония Великого

Икона Антония Великого весьма почитаема в христианском мире. На ней старец обычно изображается достаточно молодым, так как он сохранил достаточно молодой внешний вид до глубокой старости. Это особое чудо. Его всегда изображают старым, но не дряхлеющим. У святого сильный взгляд и густая, окладистая борода.

Коптская икона преп. Антония Великого

На иконах преподобный всегда изображается или по пояс или же в полный рост. Он держит в правой руке крест Господен, а в левой – Святое Писание. В Египте до сих пор существует Антониев монастырь.

В нём и храниться наиболее известная и почитаемая его икона. Кроме того, в России так же много икон святого. Так образ Антония есть в Ясенево, Москва, и в Ростове-на-Дону, Великий Новгород.

 Монастырь пре. Антония Великого в Великом Новгороде

Перед иконой святого Антония Великого необходимо молиться о собственном выздоровлении и выздоровлении близких. Его образ чудотворен и поэтому может исцелять как физические, так и душевные недуги, кроме того, он облегчает иные страдания. Пожилые люди могут продлить свой век в том случае, когда этот образ есть у них дома.

История Антонио Великого

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

Икона св. Антония (16 век)

Иноческое служение на Внутренней горе

Наставничество и окружение многих людей тяготило душу святого Антония Великого. Он принял решение отправиться в пустынные земли, расположенные в нижнем течении Нила. Сидя на прибрежной скале в ожидании корабля, праведник услышал голос, повелевающий ему отправиться во внутреннюю пустыню. Три дня шёл отшельник с караваном сарацин, пока не увидел гору, под которой бил холодный ключ и росли несколько пальм.

Поняв, что сюда велел идти ему Господь, Антоний поселился в пещере. Около неё он разбил небольшой огород и посадил зерно, чтобы не нуждаться для пропитания в людской помощи.

Но и это прибежище святого человека было найдено его последователями. По преданию, многие отшельники поселялись вокруг Внутренней горы, в надежде побеседовать с благочестивым старцем, услышать его наставления и приобщиться к отшельническому служению. Приходили сюда и простые люди, страдающие от физических недугов, которые по молитве отшельника Господу получали исцеление.

Многие годы провёл старец в пустыне, предаваясь молитве и труду, наставляя учеников, помогая страждущим людям.

Глубоким старцем Антоний Египетский посетил вновь Александрию. Здесь он обличал ересь ариан, которые для привлечения на свою сторону народа, называли известного пустынника своим сторонником. Выступление старца имело большое влияние на собравшихся христиан. Совершив благодатное дело, отшельник вернулся в пустыню.

Интересно: святой Антоний не оставлял без участия и своих братьев, живущих в лавре на берегу Нила. Иногда он нагружал хлеба и воду в корзины, сплетенные своими руками, укреплял их на спине верблюда и отправлялся в долгий переход через пустыню.

Борьба с бесами и искушениями

На протяжении всей жизни святой Антоний Египетский боролся с демонами и искушениями.

В самом начале своего иноческого пути молодой юноша подвергался искушению польскими страстями, свойственными всем людям. Он просил Господа дать ему совет, как противостоять ему страстям. Создатель ниспослал ему видение, в котором некий отшельник трудится, а в перерывах предается молитве. И возвестил посланник Божий, что обретёт спасение человек, поступающий подобным образом. Тогда дьявол, увидев, что праведный муж справляется со своими страстями, обратился в красивую женщину и прельщал его сладкими речами. В ответ на них Антоний лишь усерднее молился Создателю.

Искушение святого Антония. Картина И. Босха

Поселившись в гробнице недалеко от родного поселения, инок подвергся множеству демонических атак. Обратившись в зверей, порождения тьмы пугали отшельника рынком и завываниями. В ответ на это Антоний заметил, что живые звери уже разорвали бы плоть его, а призраки не страшны ему. На следующую ночь раздался сильный гром, от которого сотрясалась земля, и развалилось убежище праведника. Демоны схватили его и избили, но инок продолжал молиться. Тогда сквозь тьму прорезался луч божественного света, который прогнал тёмные силы. Измученный отшельник спросил у Господа, почему он не помог ему раньше. В ответ он услышал, что Бог давно пребывает рядом с ним, проверяя силу Веры и мужество сына своего, и впредь всегда будет защищать его.

До конца жизни бесы не оставляли святого Антония, которой с Божией помощью каждый раз побеждал прислужников дьявола.

Прожив много лет в пустыне, уважаемый многими людьми отшельник почувствовал, что поддаётся греховному чувству гордыни. По молитве об избавлении от греховных мыслей, старцу явилось откровение, что далеко в пустыне живёт человек, который дольше Антония служит Господу. Желая увидеть этого пустынника, отшельник несколько дней ходил по песчаным просторам, пока не вышел к ручью, у которого находилась небольшая пещера. Живущий в ней старец, услышав звук шагов, крепко запер вход в пещеру, и долгое время не отзывался на зов.

Через долгое время праведный Павел Фивейский, пребывающий в пустынном служении более девяти десятков лет, вышел и долго говорил с Антонием, который понял, насколько заблуждался в своих горделивых помыслах.

Окончание земного пути

Святой Антоний Великий закончил свой земной путь в 356 г. В это время при нём находились два ученика, пребывающих с ним последние 15 лет. Они втайне похоронили праведного мужа в пустынной пещере. Всё своё имущество — две мантии отшельник завещал святому Афанасию Александрийскому и Серапиону Тмутскому.

Два века место его захоронения оставалось тайной. В середине VI в. мощи святого отшельника перенесли в его родной город Александрию. После этого святые честные останки пребывали в Константинополе, а затем в кафедральном соборе французского городка Арис.

Краткая биография святого

Кратко о проповедникеВ семье Гренковых дед был священником, отец — пономарем. Глава семьи рано умер, поэтому Саша с братьями и сестрами (было еще семеро детей) проживал у дедушки. В 12 лет мальчика отдали в Тамбовское духовное училище. Успешно закончив его, он был отправлен в Семинарию.

Александр обладал живым нравом, остроумием, за что его любили товарищи. Будущее энергичного и талантливого юноши представлялось довольно радужным. Получил прекрасное образование, мог рассчитывать на хорошую должность. Но Господь распорядился по-другому. Как говорил святитель Филарет, Бог избирает будущих своих слуг от материнской утробы, но призывает в определенное время. Случается, что люди не сразу подчиняются Его воле, но рано или поздно все равно следуют туда, куда велит Создатель.

Подобная история есть и в житии Амвросия Оптинского. Перед окончанием семинарии юноша тяжело захворал — здоровье часто подводило его и в дальнейшем. Он пообещал Господу, что если поправится, уйдет в монастырь. И выздоровел. Однако, обет свой исполнять не торопился. Молодому человеку было тяжело отказаться от мирского. Устроился педагогом к богатому помещику, получал хорошее жалование. Затем поступил в Духовное училище г. Липецка — преподавал греческий язык.

Как проповедовал АмвросийОднако, высшее призвание напоминало о себе. Вместе с другом Алексей поехал в паломническое путешествие: побывал в келье у старца Иллариона, насельника Троице-Сергиевой лавры. Именно этот благочестивый духовник посоветовал юноше идти в Оптину пустынь. Встреча оказала большое влияние на дальнейшую судьбу молодого человека.

Сразу после завершения поездки он тайно бежал в обитель. Вероятно, опасался, что поддастся на уговоры родни и друзей, побоялся не исполнить данный Богу обет. Так осенью 1839 г. в Оптиной появился новый послушник. Поначалу жил в гостинице, вскоре перешел в обитель. Служил чтецом у знаменитого старца Льва, нес послушание на монастырской кухне, в пекарне. Помогал также преподобному Макарию.

Основные вехи духовного пути:

Ноябрь 1842 г. — пострижение в мантию с именем Амвросий.
Декабрь 1845 г. — рукоположение в священника (иерея).
1846 г. — принятие схимы.

Господь забрал к себе старца 23 октября 1891 г. — сегодня это официальный день памяти преподобного. Святые мощи Амвросия Оптинского были обретены летом 1998 г.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью с биографией Матроны Московской.

Состояние здоровья

Наставления Амвросия ОптинскогоВысоко ценили смиренного монаха в обители — сделали помощником старца Макария в духовном послушании. Однако, здоровье инока сильно пошатнулось. Настолько, что опасались внезапной кончины. Поэтому батюшку благословили на принятие великой схимы — обычно в нее постригают перед смертью. Нового схимника вывели за штат и оставили без послушаний на иждивении монастыря.

Господь проявил милость, и преподобному понемногу стало лучше. После кончины св. Макария на него легло послушание старчества. Болезни полностью не оставили праведника — приступы гастрита, нервные болезни, простуда постоянно давали знать о себе. Усугубил положение вывих руки. С 1862 г. старец перестал посещать богослужения в храме, почти не выходил из своей кельи.

В 1862 г. открылось геморроидальное кровотечение, положение было очень тяжелое. Братия привезла чудотворную икону Царицы Небесной «Калужскую». Возле постели больного отслужили молебен. Старцу стало легче, но болезнь периодически возвращалась. К своим недугам относился с большим терпением. Считал, что каждому требуется очищение от грехов, помимо покаяния. Поэтому скорби он принимал как милость, благодаря которой духовно возрастал.

Служение праведника

Где служил праведникАмвросий Оптинский не удостоился церковных должностей, много лет был просто иеромонахом. При обители также не сделал карьеру игумена или архимандрита, принял смерть в сане иеросхимонаха. Но народ его очень любил, потому что он ценил не звания, а добрую душу. Простые люди всегда могли прийти в келью преподобного за советом, никто не получал отказа.

Для любого посетителя имелось у старца нужное слово — и для простой крестьянки, которая ухаживает за барской птицей, и для образованных господ, приехавших из больших городов. Жил монах по такому расписанию:

Подъем — в 4 ч. утра. Начиналось монашеское правило (у иноков оно другое, чем у мирян) совместно с келейниками.
Молитва в уединении.
Прием насельников монастыря начинался в 9 утра, затем следовали приезжие.
Вечерние молитвы читались довольно поздно — уже в 11 вечера. Только к полуночи преподобный оставался наедине со своими мыслями, мог недолго отдохнуть.

Подобным образом святой прожил три десятилетия. Не чуждался преподобный принимать женщин. До этого такие беседы в обители не проводились. Но Амвросий Оптинский никому не отказывал, в 1884 г. даже основал женский монастырь в с. Шамордино, что недалеко от обители.

Афанасий Великий об Антонии Великом

Житие Антония составил другой великий святой — Афанасий Великий. Именно от него мы узнаём поучения Антония Великого, которые стали основой для всего иноческого пустынножительства.

Павел Фивенский и Антоний Великий были известны Афанасию, поэтому, когда Антоний пришёл к Павлу он видел, как преподобные общаются меж собой и смог записать их беседы.

Монастырь преподобного Антония Великого

Афанасий Великий оставил о святом Антонии множество свидетельств, так, например, он утверждал, что:

«Весьма чуден был он по вере и благочестив. Никогда не имел общения с отщепенцами мелетианами, зная давнее их лукавство и отступничество; не беседовал дружески с манихеями, или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию…»

Благодаря преподобному Афанасию мы сейчас знаем, о том, кто будет заботиться о иноках в их отшельничестве, а так же о том подвиге веры, который совершил святой Антоний Великий. Нынешние подвижники должны помнить таких благочестивых старцев, которые не думали о завтрашнем дне, но исключительно пеклись о спасении своей души.

Житие преподобного Антония, составленное святым Афанасием, высоко ценил Иоанн Златоуст. Он считал, что его необходимо изучать всем христианам. В наше время, как отцы церкви, так и светские ценители христианской литературы, признают его литературным шедевром. Как аскеты, так и миряне получат большую пользу , изучив это житие.

Oks:

08.01.2019 в 14:01

Ошибочка в первом предложении. Должно быть “Антоний Великий ЧТИТСЯ…” без “ь”

Ответить

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Войти с помощью:

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Загрузка…
Источники:
  • https://ikona-i-molitva.info/zhitie-antoniya-velikogo/
  • http://molitva-info.ru/svyatye/prepodobnyj-antonij-velikij.html
  • https://molitva.guru/zhitiya-svyatyh/duhovnye-nastavleniya-i-zhitie-amvrosiya-optinskogo.html
  • https://hranitel.club/92-antonij-velikij
  • https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-antonio-velikomu/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: